Трудовой кодекс и судебная практика предоставляет следующие гарантии беременным женщинам:
запрет увольнения по инициативе работодателя (кроме увольнения в связи с ликвидацией организации).
возможность отозвать свое согласие на увольнение по собственному желанию либо по соглашению сторон. В этом случае, работодатель обязан восстановить Вас на работе. В случае его отказа, обращайтесь в суд.
обязанность работодателя продлить срочный трудовой договор вплоть до окончания беременности (исключение, если вы замещаете временно отсутствующего работника).
Для того, чтобы претендовать на данные гарантии, необходимо получить справку о беременности из женской консультации и отнести ее работодателю.
2) Перевод на легкий труд с сохранением заработка
Для того, чтобы перевестись на легкий труд, беременной женщине необходимо получить медицинское заключение в женской консультации. Получить его можно в любой период беременности.
Далее необходимо отнести медицинское заключение работодателю. После этого, работодатель обязан снизить норму выработки или обслуживания, либо предоставить такую работу, которая исключает, в частности:
подъема тяжести с пола;
работу в помещениях без естественного света;
работу с персональной электронно-вычислительной техникой не более 3-х часов за смену;
командировку, работу вахтовым методом, сверхурочно, работу в ночное время.
Если работодатель не сможет соблюсти данные условия, он обязан освободить Вас от работы с сохранением среднего заработка.
3) Отпуск по беременности и родам.
Для получения отпуска женщине необходимо взять листок нетрудоспособности у акушера-гинеколога. Листок нетрудоспособности выдается на 30 неделю беременности.
После получения листка нетрудоспособности, работодатель обязан предоставить отпуск в размере 70 дней до родов и 70 дней после родов. Причем отпуск суммируется и даётся полностью независимо от того взяли ли вы его за 70 дней до родов, раньше или позже.
Отпуск оплачивается в размере 100 % среднего заработка либо в размере МРОТ, если стаж работы у Вас менее 6 месяцев.
Если Вы не использовали отпуск, то работодатель обязан его предоставить перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него.